Страничка психолога

 

муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

редняя общеобразовательная школа № 5"

 

 

Страничка психолога

 

График приема психолога на 2016-2017 учебный год 

Подготовка к школе. Советы психолога.

 2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма .
   Не секрет, что школа является вторым домом для ребёнка. В школе дети проходят основные этапы своего взросления, учатся жить по определённым правилам, сталкиваются с первыми проблемами, добиваются первых, но таких важных и запоминающихся побед. На протяжении всего периода обучения рядом с ребёнком находятся взрослые – родители и педагоги, в поддержке которых он постоянно нуждается. И наша задача оказывать эту помощь в трудные жизненные моменты, а также вместе радоваться успехам и достижениям, даже незначительным.

Самыми трудными периодами школьной жизни учащихся являются первый и пятый год обучения. Это связано с адаптационными процессами детей. В 1 классе дети привыкают к новому социальному статусу, теперь они ученики, новому распорядку дня, шумным одноклассникам и, конечно же, к учителю. В пятом классе помимо появления новых предметов, разных учителей период адаптации совпадает с началом полового созревания. Каким же образом родители могут помочь своим детям? Я вам предлагаю некоторые рекомендации, которые, надеюсь, помогут вам понять трудности ребёнка и оказать ему своевременную эффективную помощь.

 

            Родители начинают сталкиваться с проблемами своих любимых чад уже с момента их рождения. И если в первые месяцы жизни главным является забота о телесном здоровье, то уже вскоре возникает значительное количество психологических проблем. Вот только небольшая часть из них - различные детские страхи (страх темноты, страх привидений, страх умереть); отношения с членами семьи (родителями, братьями-сестрами) и другими взрослыми; отношения со сверстниками, агрессивное или слишком подчиняемое поведение; проблемы развития и подготовки к школе, адаптация к школьным требованиям, к сверстникам, учителю; подростковый возраст (любовь, агрессия, наркотики).

 

Школьные страхи.

Готовность ребенка к школе вызывает уже страх у взрослых. Это действительно проблема - интеллектуальной и психологической готовности к школе. Кто-то готов к школьным занятиям в шесть лет, а кому-то лучше пойти в школу попозже, 7-8 лет.

Некоторым детям сложно привыкнуть к школьным требованиям и они начинают бояться. Бояться отвечать у доски, быть наказанным, получить двойку, страх экзаменов. А у кого-то плохо складываются отношения со сверстниками - одни слишком агрессивны, другие наоборот излишне пассивны и подчиняемы.

Чем может помочь психолог:
• Помощь психолога по снятию детских страхов
• Помощь психолога при нарушении поведения
• Помощь психолога по устранению непослушания и конфликтов со сверстниками
• Оценка психологом готовности к школе
• Помощь психолога в адаптации к школе и школьным требованиям

 

Ох уж этот подростковый возраст.
В подростковый период происходят значительные физиологические и психологические изменения, связанные с взрослением.
Ряд исследователей сравнивает подростковый возраст по скорости биологических изменений с периодом внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни.
Для подростка в это время характерно:
- частая смена настроения;
- депрессия;
- неусидчивость и плохая концентрация внимания;
- раздражительность;
- импульсивность;
- тревога;
- агрессия и проблемное поведение.
Выделяют два варианта протекания подросткового кризиса. Кризис независимости, который характеризуется упрямством, своеволием, отрицанием ценностей взрослых, игнорированием их требований. В крайних случаях формируется нарушенное, асоциальное поведение.
Второй вариант, кризис зависимости, противоположен первому и отличается чрезмерным послушанием, зависимостью от старших или более сильных, приостановкой развития на старых, детских формах поведения. В крайних случаях происходит задержка развития и формирование инфантильно - зависимой личности, "вечного ребенка".
Несчастная любовь и связанные с ней переживания приходятся как раз на этот сложный возраст. Возникают проблемы отношения со сверстниками и конечно с противоположным полом. Порой необходимость принимать решение о возможности близких отношений, в ответ на настойчивые требования партнера. Как тут быть? У кого попросить совет?
Дурные компании особенно опасны для подростка с подчиняемым характером (ведомым), когда им могут манипулировать другие, более сильные и искушенные.
Психоактивные вещества (алкоголь и наркотики) в этот бурный период кризиса могут быть использованы, как один из способов приспособления к окружающему миру, снимая повышенную тревожность и неудовлетворенность подростка, являясь, однако, по сути дезадаптивными средствами. Наиболее часто это возможно в крайних вариантах пубертатного криза, как при кризисе независимости, так и при кризисе зависимости.
В жизни обычно отмечается одновременное присутствие стремления к зависимости и независимости. Подросток одновременно добивается от взрослых равных прав, требует расширения рамок дозволенного, отстаивает свои взгляды и одновременно в этот период продолжает нуждаться в поддержке и защите взрослых, ожидая, часто неосознанно, что взрослые оградят его от слишком рискованных шагов. В сложных жизненных ситуациях подростки нуждаются в помощи и защите взрослых не меньше, чем дети трехлетнего возраста.

Подростковый возраст наиболее противоречивый и конфликтный. Порой родители оказываются в растерянности: наказания уже не действуют, а других способов разрешения конфликта "отцы и дети" не знают". Конфликт взрослых и детей, описанный еще Тургеневым в известном романе, связан с юношеским максимализмом и критическим отношением к собственным родителям, с выпячиванием и застреванием на их недостатках. С другой стороны многим родителям сложно понимать своего взрослеющего ребенка, они продолжаю разговаривать с ним «находясь на девятом этаже, будучи не в состоянии спуститься на первый», к своему опыту переживаний подросткового возраста. Как ни странно, но подростки более объективно оценивают своих родителей, чем те - своих детей. В тоже время потребность у подростков в интимном общении с родителями велика, но в силу неверия подростков в понимание родителей часто остается неудовлетворенной.

 

Пошаговая система поведения в конфликте

(подсказка для родителей).

1.Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что Вы хотите сказать ребенку. Обсуждайте ситуацию, не унижая достоинства ребенка.

Сегодня звонили из школы и мне сказали, что ты не был там уже неделю.

Мне сообщили знакомые, что видели вчера тебя в дурной компании и ты был пьян.

2.Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя "Я - высказывание", говорите о том, что Вы чувствуете:

"Я обеспокоена, когда слышу это"

"Я огорчена этим"

"Я так волнуюсь за тебя"

3.Укажите на те возможные последствия, которые Вы видите.

"Я боюсь, что ты не сможешь закончить школу и не сумеешь обеспечивать себя в жизни. Возможно, твоя жизнь сложится так же, как у нашего соседа, который живет один, нигде не работает и вечно голодает".

"Я боюсь, что в этой компании ты попадешь в неприятную историю, так же, как Коля из соседнего подъезда, который вернулся из тюрьмы инвалидом и теперь не может даже создать семью".

"Я беспокоюсь за тебя каждый вечер, когда ты поздно приходишь. Я боюсь, что если ты продолжишь шататься по улицам в этой компании, тебя когда-нибудь изнасилуют, так же, как это случилось со Светой".

4.Признайте Ваши затруднения в решении проблем Вашего ребенка, переложите ответственность за его поступки на самого ребенка:

"Я хочу, чтобы ты хорошо закончил школу, но я знаю, что не могу все время контролировать тебя - ты сам отвечаешь за это и за свою последующую жизнь".

"Я хотела бы видеть тебя к 22.00, но я знаю, что не могу тебя заставить выполнить это. Ты сама принимаешь решения и только ты отвечаешь за них".

5.Предложите своему ребенку помощь, если он показывает Вам, что нуждается в ней и готов ее получить.

6.Обязательно скажите Вашему ребенку, что Вы верите в него и в то, что он примет верные решения, касающиеся его жизни.

 

Особенности воспитания.
Характер ребенка, его отношение к окружающему миру формируются еще в утробе матери. Если его ждут, каждый день, каждый час, общаются с ним - окружающий мир при рождении полон радости и покоя.

«Ненужный» ребенок уже в утробе матери ощущает холод, угрозу, враждебность и рождается в страхе перед миром. Мать не дает тепла, ласки, защищенности. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи - слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа - наконец-то найденная иллюзия любви. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем..

Второй тип из группы риска - чрезмерно опекаемый ребенок. Это - кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни - получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных - телесных. В ребенке культивируется чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Ребенок «из теплицы» вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то, немного отдалившись от семьи, он оказывается в полной растерянности - каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода - боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной - шприц с дозой. Мир становится гораздо лучше. «Жизнь налаживается...»

И так именно в семьях с нарушенным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушенное воспитание наиболее часто проявляется гипер - или гипоопекой.

1. Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.

2. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). В воспитании преобладает постоянное восхваление ребенка и восхищение им, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, выполнение любой его прихоти, снятие ответственности за свои поступки.

3. Гипоопека. Проявляется недостаточным внимание к ребенку со стороны родителей, игнорированием его интересов, отсутствием заботы о его развитии. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу.

4. «Золушка». Воспитание включает лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.

5. «Ежовые рукавицы». Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

Общими чертами для подростков с высоким риском обращения к алкоголю и наркотикам являются:

- сниженная переносимость трудностей повседневной жизни;

- стремление к новизне

- -повышенная тревожность.

- склонность к риску и необдуманным поступкам

- желание получать удовольствия любой ценой

Присмотритесь к себе, к своим детям. Попытайтесь понять, не грозит ли вам эта беда.

 

Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал алкоголиком или наркоманом.

1. Не общайтесь с ребенком, почаще говорите ему "отстань, мне некогда, я занята...", чтобы он поскорее побежал на улицу. И пусть друзья его научат пить, курить и воровать.

2. В воспитании применяйте крайности - обязательно наказывайте, даже если Ваш ребенок ничего не натворил, для профилактики. Непременно используйте ремень. Или опекайте его с самого рожденья. Плачьте, рыдайте, если он невзначай упал, чтобы он никогда не научился падать и терпеть боль. Обязательно лишите его друзей - не дай бог плохому научат. Испугайте своего ребенка до смерти улицей и окружающей жизнью.

3.Постарайтесь, чтобы он не научился быть самостоятельным, решайте за него все проблемы, на улицу выходите только вместе, всей семьей - без Вашего контроля ни одного шага, даже если ему 25 лет

4.Почаще говорите, что он такой же плохой, как его отец. Обзывайте его "неряхой", "неумехой" и "дураком".

5.Постояноо ссорьтесь и скандальте, чтобы Ваши дети это видели поскорее бежали от Вас на улицу.

6.Обязательно приучите пораньше к спиртному, объясняя, как спиртное хорошо снимает стресс и усталость, поэтому папа его и пьет, как пьют все настоящие мужчины. Относитесь к спиртному с уважением и трепетом. Если Ваша жена купила обновку, скажите "На эти деньги можно было 20 бутылок водки купить!"

 

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был здоровым и счастливым.

1. Любите своего ребенка! Общайтесь с ним и постоянно показывайте своими словами и жестами, что Вы его слышите, понимаете и поддерживаете. Поддерживая Ваш разговор "говорите ему "Да", "Ага", "А что потом?", "Как я тебя понимаю!", "Вот это да!". Учитесь видеть чувства ребенка по выражению его лица и жестикуляции, даже когда он скрывает их.

2. Научите ребенка, выражать свои чувства, чтобы он не боялся их, ко гда он станет большим и понимал чувства других людей.

3. Дайте Вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по дому, ощущает себя важной частью семьи и испытывает чувство удовлетворения, выполняя свои обязанности.

4. Одобряйте и хвалите ребенка, даже за небольшие успехи. Его упорство и успехи сделать что-то самостоятельно важнее результатов.

5. Если Вы рассержены на Вашего ребенка, оценивайте его поступок, а не его личность.

"Тебе не удается математика? Это не страшно, надо только немного поработать и все получиться!"

6.Учите его говорить "нет". Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Однако это не позволяет ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Такие дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать "нет", когда на них оказывают давление. Объясните Вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. "В окружающей нас жизни есть и хорошее и плохое. Иногда надо уметь сказать "нет". Например, когда тебя заставляют делать то, что тебе не нравиться" Поделитесь своим опытом решения подобных ситуаций.

Учите его отвечать за свои поступки

 

Правильно

 

Неправильно

Мой ребенок сам отвечает за то, что делает.

Только я отвечаю за то, что делает мой ребенок.

Он может принимать самостоятельные решения.

Он пока не может принимать серьезные решения.

Я могу доверить ему заботу о самом себе.

Он пока не может заботиться о себе.

 

И тогда:

Я сам отвечаю за свои поступки.

Папа (мама) и другие отвечают за мои поступки, я не отвечаю ни за что.

Я могу и буду принимать правильные решения.

Я не могу и не хочу принимать решения.

Мои родители любят и понимают меня. Они доверяют мне и моим поступкам.

Мои родители не понимают меня. Они не доверяют мне и моим поступкам.

Я могу сам строить свою жизнь и смогу добиться чего хочу.

Я ничего не умею. Я не могу заботиться о себе.

Я уверен в себе и мне нравится моя жизнь.

Жизнь плоха и я плохой.

 

* Возрастные и индивидуальные особенности учащихся и их учёт в учебно-воспитательном процессе

* Мотивация учения. Причины снижения мотивации учения

Правильная мотивация в учебе

* Психологическая готовность к школе

* Рекомендации для повышения мотивации ребенка к учебе

* Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» для участников

* Советы выпускникам: Как подготовиться к сдаче экзаменов

* Каким должно быть поведение ученика

Дата последнего обновления страницы 11.09.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»